Рынок офисной недвижимости Екатеринбурга на сегодняшний день активно развивается и постепенно увеличивает свои объемы. На рис. 1 представлена динамика общего количества офисных центров в Екатеринбурге в 2006-2012 гг. (здесь и далее используется информационная база консалтинговой компании «Урал-Гермес», информация Администрации города Екатеринбурга, информация из открытых источников).
Из анализа рис. 1 видно, что среднегодовые темпы прироста количества современных офисных центров (бизнес-центров) достаточно высоки, за 2006-2012 гг. они составили ?17% в год. В 2012 году были введены в эксплуатацию только три качественных объекта офисной недвижимости («Суворов», «ДЦ по ул. М. Авейде», «Континент»). При этом эти объекты были открыты в первом полугодии 2012 года, что обуславливает сохранение структуры рынка офисных центров Екатеринбурга и многих его тенденций на уровне середины года. Сроки сдачи еще двух объектов классов А и В («Президент» и «Карнеол» соответственно) были перенесены на 2013 год.
Таким образом, количество офисных центров классов «А», «В» и «С» в Екатеринбурге на конец 2012 года составило 76 объектов, общей площадью около 1039 тыс. кв. м (с 2007 года объем качественных офисных площадей в городе вырос более чем в 3 раза). Следует отметить, что Екатеринбург по уровню обеспеченности площадями качественных офисных центров (классы А и В) на 1000 человек по-прежнему существенно отстает от Москвы и городов деловой активности Европы (см. рис. 2). Обусловлено данное обстоятельство, в большей мере, сырьевым вектором развития российской экономики – прочие отрасли, базирующиеся преимущественно на среднем и малом бизнесе, существенно качественно и количественно отстают в своем развитии от стран Европы, что сразу сказывается на общем количестве компаний в этих отраслях. А ведь эти компании в основном и формируют спрос на офисные помещения. В будущем при комплексном развитии страны (инновационный вектор развития экономики) и ее глобализации (вступление в ВТО приводит к постепенной интеграции европейского и российского рынка) ситуация может улучшиться, что увеличит и спрос на офисы.
По прогнозам Администрации Екатеринбурга к 2020 году объем офисной недвижимости должен увеличиться до 1,65 млн. кв. м, а количество современных бизнес-центров составить 91 объект.
По мнению специалистов консалтинговой компании «Урал-Гермес», в ближайшие 2-3 года следует ожидать замедления темпов развития рынка офисных центров. Связано это с тем, что в настоящее время вводятся объекты, начатые преимущественно до 2008 года, в кризисные же годы новые проекты практически не появлялись. Учитывая средний срок реализации проектов офисных центров (3-5 лет), логично предположить, что падение ввода новых офисных площадей ожидается в 2014-2015 гг. По мнению ряда аналитиков, такая ситуация даже может вызвать дефицит предложения офисных площадей в этот период. Однако следует отметить, что для создания дефицита необходимым условием является появление новых компаний, арендующих офисные площади, и расширение площадей существующих арендаторов, что возможно достичь только при условии высоких темпов развития экономики России. Также о замедлении темпов развития рынка опосредованно свидетельствует длительный срок заселения новых объектов арендаторами.
Соотношение офисных центров в Екатеринбурге на август 2012 года по классам представлено на рис. 3 (на данном рисунке и далее приведены данные по классифицированным объектам). Как видно из диаграммы, в Екатеринбурге на сегодняшний день преобладают бизнес-центры класса «В» (?64%). Кроме того, большинство строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов также относятся к данному классу, что свидетельствует о дальнейшем усилении конкуренции в данном сегменте рынка офисной недвижимости. Доля офисных центров класса «А» составляет ?12%, на бизнес-центры класса «В+» приходится ?9%, доля офисных центров класса «С» находится на уровне ?15% (существенная доля офисных центров класса «С» не была классифицирована).
Несмотря на бурное развитие рынка деловых центров, их распределение по административным районам города является весьма неравномерным (см. рис. 4).
Представленное на рис. 4 распределение говорит о том, что рынок офисной недвижимости в Екатеринбурге находится в стадии формирования (в первую очередь осваиваются более привлекательные, с точки зрения бизнеса, центральные районы города – Октябрьский, Ленинский, Кировский, Верх-Исетский). Строительство бизнес-центров в периферийных районах (Орджоникидзевский, Чкаловский, Железнодорожный) пока идет не столь активно.
Тем не менее, следует отметить, что в центральной части города количество свободных площадок ограничено, а земля постепенно дорожает. Эти два фактора оказывают влияние на расширение географии мест размещения офисных центров (районы расширенного центра, бэк-офисы вблизи крупных транспортных развязок в отдаленных районах города и др.).
В то же время, в центральной части города с целью наиболее эффективного использования земельных участков генплан города в целом и офисные здания в частности (в т.ч., создаваемые на базе многофункциональных комплексов) все больше приобретают вертикальную (высотную) интеграцию развития.
Характеристика спроса
В целом, в уральской столице сегодня нет дефицита предложения, напротив доля вакантных площадей на конец 2012 года составила ?10-15% (см. рис. 5). В течение нескольких ближайших лет доля свободных помещений постепенно снизится и, по прогнозам специалистов (при сохранении стабильности экономической ситуации), к 2014 году может достичь докризисного уровня (5-7%).
Из рис. 5 видно, что основные кризисные тенденции рынок офисной недвижимости Екатеринбурга претерпел в 2009-2010 гг. В 2011 году началось постепенное восстановление рынка, которое продолжилось и в 2012 году. Следует отметить, что активное восстановление рынка в сегментах классов «В» и «В+» во многом сдерживается большим объемом, введенных в 2011 году, площадей офисных центров (настоящие показатели вакантных площадей характерны для неустоявшегося рынка).
Оценивая уровень спроса на офисные площади в разрезе их классов, необходимо заметить, что в настоящее время активно восстанавливается спрос на качественные офисные площади (классы «А» и «В»). При этом среди качественных объектов наиболее востребованы офисные центры класса «В», поскольку ценовые характеристики данных объектов более привлекательны, а международных и крупных федеральных компаний, являющихся основными потребителями офисов класса «А», и для которых важен статус объекта, в Екатеринбурге ограниченное количество. Сегменты, имеющие больший спрос, и развиваются на рынке интенсивнее (см. рис. 2).
Арендные ставки
Размер арендных ставок в офисных центрах зависит от следующих основных факторов:
- месторасположение и транспортная доступность объекта;
- класс и качество объекта, уровень профессионализма управляющей компании;
- онструктивные параметры бизнес-центра (характеристики здания и парковочной зоны, инженерная оснащенность и др.);
- характеристика арендопригодных площадей (размер, планировка, отделка, этаж, оснащенность и др.);
- наличие развитой инфраструктуры предприятий услуг и торговли бизнес-центра и др.
На рис. 6 представлен диапазон средних арендных ставок в офисных центрах различных классов на 31.12.2012 года.
В течение 2012 года арендные ставки на качественные офисные площади имели положительную динамику, что вызвано, с одной стороны, повышением коммунальных тарифов, а, с другой стороны, идущим восстановлением рынка. Вместе с этим рост данных ставок сдерживается обостряющейся конкуренцией и постоянно возрастающими объемами офисных площадей на рынке Екатеринбурга.
Таким образом, в целом можно отметить тенденцию повышения арендных ставок на рынке, однако достичь параметров докризисного уровня, по мнению специалистов, удастся не раньше 2014-2015 гг. (при условии сохранения благоприятной экономической ситуации в стране).
Тенденции рынка
Среди основных тенденций, действующих на рынке офисных центров Екатеринбурга, можно отметить следующие:
- усиление концептуализации офисных центров на фоне дальнейшего обострения конкурентной обстановки и перехода рынка в качественный период развития;
- постепенное увеличение спроса на качественные офисные центры (классы «А» и «В»), в том числе, и на большие площади в данных объектах;
- из-за недостатка инвестиций увеличивается количество объектов долевой собственности и, соответственно, происходит расслоение арендных ставок даже в рамках одного объекта;
- перспективное развитие сегмента back-office;
- повышение значения обеспеченности парковочными местами в общей конкурентоспособности офисных центров (повышение штрафов за неправильную парковку);
- технологии интеллектуальных зданий и зеленые (экологичные) технологии начинают становиться значимыми конкурентными преимуществами офисных центров;
- создание офисных центров для диверсификации рисков и повышения доходности на базе многофункциональных комплексов, в т.ч. значительной площади («Высоцкий», «Манхэттен», «Европа», «Азия» и др.);
- эффективный комплекс услуг, предоставляемый арендаторам в бизнес-центре, становится одним из ключевых факторов их конкурентоспособности.
Также необходимо отметить, что последние годы наблюдается тенденция увеличения сроков заполнения новых объектов офисной недвижимости, что связано с увеличивающейся конкуренцией в этом секторе рынка и с вводом значительного количества офисных площадей на рынок (рекордные 2008 и 2011 годы).
С другой стороны, увеличение сроков заполнения новых объектов главным образом связано с их недостаточной концептуальной проработкой. Практически все новые офисные центры имеют ошибки и недоработки в концепции (отсутствие учета реально существующих рыночных потребностей арендаторов, неправильная планировка офисных и общественных зон, недостаточное количество парковочных мест (нормативы ГУД устарели), нарезка офисных площадей часто не обладает должной кризисоустойчивостью, отсутствие или узость спектра дополнительных услуг для арендаторов, недостатки управления объектами и др.). Естественно, что в таких условиях арендаторы не спешат переезжать из существующих объектов в новые, а концептуально развитые объекты имеют преимущество перед прочими на рынке.
Прогнозы
При сохранении благоприятной экономической ситуации в стране и регионе рынок офисных центров Екатеринбурга продолжит наращивать свои объемы. При этом девелоперы начнут больше внимания уделять качественным характеристикам своих объектов. Арендные ставки в 2013 году сохранят свою стабильность и повысятся незначительно, доля вакантных площадей несколько снизится – в большей степени это коснется офисов класса В. Учитывая, что рынок офисных центров перешел от экстенсивного периода своего развития к качественному, в зоне риска окажутся устаревшие офисные центры класса «С».
При этом в среднесрочной перспективе ожидается усиление, уже действующих на рынке офисных центров Екатеринбурга, тенденций. Прежде всего, это усиление концептуализации объектов и поиск девелоперами новых, включая оригинальные, элементов конкурентоспособности. Данные подходы не требуют значительных капитальных вложений, но при грамотной организации способны существенно повысить конкурентоспособность объекта. Не потеряет своей актуальности и решение проблемы с парковочными местами в бизнес-центрах (особенно в свете ужесточения наказания за неправильную парковку и планируемой Администрацией города установки парковочных автоматов).
Касаемо географии развития бизнес-центров, можно отметить, что в ближайшие несколько лет развитие офисов в центральной части города будет преимущественно происходить за счет участков, исчерпавших свои ресурсы (промзоны, ветхое жилье и т.д.). Рынок бэк-офисов получит интенсивное развитие в зоне Срединного транспортного кольца.
Необходимо также отметить, что катализатором увеличения спроса на офисы в городе может выступить, помимо прочего, проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года и возможное проведение ЭКСПО-2020.
Информация о консалтинговой компании «Урал-Гермес»
Федеральная консалтинговая компания «Урал-Гермес» работает на рынке маркетинговых и консалтинговых услуг с 1994 года и выполняет работы в Уральском регионе, на территории России и за рубежом. Компания специализируется на разработке концепций и бизнес-планов создания объектов коммерческой и жилой недвижимости (торговые и развлекательные центры, офисные центры, гостиницы, жилые комплексы и коттеджные поселки и др.).
Штат компании «Урал-Гермес» составляют опытные и квалифицированные специалисты, в том числе имеющие ученые степени и научные работы в сфере маркетинга. Компания активно сотрудничает с известными научными и учебными заведениями региона: УрО РАН, УрГЭУ-СИНХ, Уралниипроект РААСН, институтом Урбанистики и др.
Консалтинговая компания «Урал-Гермес», является членом рабочей группы по разработке стратегии развития г. Екатеринбурга, непосредственным разработчиком ряда крупных стратегических проектов в области коммерческой недвижимости городского и регионального уровня («Центральная торговая зона», «Торговые узлы Екатеринбурга», «Основные направления развития оптовой торговли в Свердловской области», «Стратегия развития рынков на территории Екатеринбурга»). Стратегическими партнерами компании в освоении рынка коммерческой недвижимости являются международная компания OKIN (Чехия) и федеральная компания «Бестъ» (Санкт-Петербург).
Директор компании Засухин Александр Иванович входит в состав региональных экспертов журналов Commercial Real Estate и «МОЛЛ». Работы фирмы «Урал-Гермес» неоднократно отмечались наградами Администрации г. Екатеринбурга и Правительства Свердловской области. Компания является номинантом всероссийской премии «Российский национальный Олимп», официальным представителем программ Российского Совета торговых центров в Уральском Федеральном округе.